Ru
En
Наше мнение

Только по сути

26 марта 2020

Коронавирус как форс-мажор: последствия для турбизнеса

За последние 20 лет человечество столкнулось с рядом эпидемий, получивших широкий общественный резонанс. Атипичная пневмония, птичий грипп, лихорадка Эбола стали серьезными вызовами для общества. Однако все эти заболевания достаточно быстро были взяты под контроль и не нанесли столь тяжелого удара по мировой экономике, как коронавирус (COVID-19).

В настоящее время весь цивилизованный мир объединился в борьбе с распространением новой эпидемии. Многие страны закрыли границы, ограничили авиасообщение и ввели жесткие меры безопасности. Такие действия поставили под угрозу и без того уязвимую в России сферу туризма.

Считается ли вспышка коронавируса форс-мажором и кто должен платить за срыв планов? Для ответа на эти вопросы обратимся к законодательству.

Концепция форс-мажора

В России концепция форс-мажора (обстоятельства непреодолимой силы) закреплена в Гражданском кодексе.

Закон делает акцент на трех главных признаках:

  • чрезвычайность (обладая всей доступной информацией, лицо не могло предвидеть наступление события);
  • непредотвратимость (невозможность для всех участников рынка избежать события или его последствий);
  • непреодолимость (преодолеть обстоятельства, вызванные форс-мажором, невозможно, либо преодоление потребует несоразмерных и коммерчески неоправданных усилий).

Судебная практика выделяет еще один признак: событие не должно зависеть от воли сторон. Чтобы его можно было признать форс-мажором, необходимо наличие всех указанных признаков одновременно. При этом они должны появиться после заключения договора. Аналогичные положения содержатся и в международном праве.

Не все так однозначно

Пандемия коронавируса отвечает указанным признакам, однако все зависит от обстоятельств конкретного дела.

Покупая путевку или авиабилеты до появления новостей об эпидемии, разумный потребитель не мог предположить наступления неблагоприятных последствий. Ситуация с распространением вируса одинакова для всех участников рынка, предоставляющих туристические услуги в страны с повышенным риском. Очевидно, что распространение эпидемии находится вне контроля как потребителей, так и туроператоров.

Критерий непреодолимости зависит от того, насколько вспышка эпидемии в конкретном регионе препятствует исполнению договора оказания услуг. Например, если Россия полностью запрещает авиаперелеты в Китай, значит договор перевозки объективно невозможно исполнить и такая ситуация считается непреодолимой. Если между странами авиасообщение сохраняется, то суды будут оценивать непреодолимость исходя из конкретных фактических обстоятельств.

Обязательства сторон

Необходимо обратить внимание, что форс-мажор не прекращает само обязательство. Должник лишь освобождается от ответственности за возможные нарушения, вызванные непреодолимой силой. Иными словами, признание пандемии форс-мажором не означает автоматически расторжения договоров перевозки или оказания туристических услуг. Сторона может приостановить их исполнение на время форс-мажора и не нести за это ответственность, если уведомит другую сторону.

Если обстоятельства непреодолимой силы приобретают постоянный характер (например, государство вводит запрет на въезд в страну, куда приобреталась путевка), то обязательство прекращается из-за невозможности исполнить договор и стороны должны вернуть друг другу полученное.

Расторжение договора

Если форс-мажор носит временный характер, как в случае с пандемией коронавируса, то для возврата денег потребуется расторгнуть договор. Одно из возможных оснований — существенное изменение обстоятельств. По закону таковым считается следующая ситуация: если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор бы вообще не был заключен или же заключался на других условиях. Только в таком случае стороны вправе отказаться от его исполнения.

С высокой вероятностью вспышка COVID-19 в стране, куда приобреталась путевка, будет признаваться судами как существенное изменение и позволит туристам вернуть потраченные деньги.

Данную позицию поддерживает Ростуризм, который обращает внимание туроператоров, что в сложившихся обстоятельствах их клиенты имеют безусловное право требовать возврата стоимости путевок или изменения условий тура (например, перенос срока оказания услуг на другое время). Если договор расторгается до начала путешествия, туристу возмещается полная цена путевки, После начала — пропорционально стоимости неоказанных услуг. Клиенты, которые приобрели отдельные сегменты путешествий (авиабилеты, экскурсии, размещение и т.д.), также вправе вернуть потраченные деньги.

Что касается авиабилетов, если они были проданы авиакомпанией по невозвратным тарифам, то при отказе клиентов от перелета стоимость не возвращается (за исключением не использованных авиаперевозчиком сумм). По общему правилу, возвращать деньги можно только при условии «вынужденного возврата» (болезнь пассажира или его близкого родственника, изменение маршрута перевозки и т.д.).

Но перевозчик сам может посчитать сложившуюся ситуацию основанием для вынужденного возврата, хоть перечень и не включает эпидемию в стране назначения. Правила о существенных изменениях обстоятельств, о которых мы говорили выше, должны распространяться и на невозвратные билеты. Если перевозчик откажется, то может понести ответственность в соответствии с гражданским законодательством и законом о защите прав потребителей.

Нужна помощь государства

Закрытие границ, ограничение авиасообщения, введение жесткого карантина уже нанесли ощутимый удар по авиакомпаниям и туроператорам. При отмене поездок потребители оказываются защищенными с точки зрения законодательства. Они могут обращаться в суд, если контрагенты отказываются добровольно возвращать деньги за путевки или билеты. В такой ситуации основные неблагоприятные последствия коснутся авиаперевозчиков и туроператоров, которые сегодня не только терпят убытки из-за закрытия популярных маршрутов, но и должны возмещать потери клиентов. Для сохранения отрасли потребуется помощь государства.

← Назад